Этапы развития детского мозга

Вопреки распространенному мнению, ребенок, это совсем не «маленький взрослый», ребенок это только ребенок. Научно доказанный факт, что детский мозг работает совсем не так как мозг взрослого, и взрослые, не понимая этого, могут запросто разрушить хорошие отношения со своим ребенком. В чем же хитрость?

Вся работа мозга сходится и аккумулируется в префронтальных отделах коры мозга, в них окончательно смыкается то, что человек думает, переживает и чувствует; Смыкается, чтобы сформировать направленность его последующих действий. Т.е. префронтальная кора мозга отвечает за принятие решения о будущем, переводя людей из ежима «жизнь в моменте» в режим «жизнь головой». И развитие этой зоны происходит скачками, которые зависят от процессов миелинизации. 

Основные возростные кризисы ребенка происходят в год, три, семь, десять и четырнадцать лет.

От 0 до 4 лет

От рождения до 2 лет у новорожденного еще нет никаких представлений ни о себе, ни о том мире, в котором он оказался. Зато у него есть определенный набор основных потребностей, без удовлетворения которых он не выживет: еда, тепло, присутствие мамы, общение. Если все это малыш получает по первому требованию, то у него формируется стойкое ощущение, что мир, в котором он оказался — хорошее место, которому можно доверять. В этот период весь окружающий мир малыша сосредоточен в одном ёмком понятии — мама.

Если мама в состоянии накормить, успокоить, всегда быть рядом, не оставлять его, маленького и беспомощного надолго одного, то в дальнейшем, подрастая, ребенок перенесет свое чувство доверия к маме и на остальных людей, на остальной мир. Так закладываются первые основы не только самооценки человека, но и его отношения к окружающему миру. 

Если же мама не уделяет ребенку должного внимания, если у ребенка появляются травмы, то он начинает относиться к миру как к чему-то опасному, не дружелюбному. И это негативное качество ложится первым кирпичиком в фундамент личности будущего человека. 

К двум годам, как правило, ребенок учиться пользоваться горшком, это первый опыт владения собой. Ваш малыш, по сути, впервые предъявляет к себе некие требования и испытывает законную гордость оттого, что справился сам. Если в этот период родители стыдят и ругают малыша за испачканные штанишки, разбитую чашку или за испачканное лицо при попытке есть самому, то тем самым сильно подрывают уверенность ребенка в себе и своей «самости».

С 2 до 4 лет проявляется «фаза упрямства», которую часто называют «кризисом трех лет». В этот момент ребенок старается отделиться от родителей, не соглашается на их предложения и стремиться все решать сам. Это не простое  упрямство, в этот момент ребенок примеряет себя к миру взрослых, осваивает новые умения и навыки, необходимые ему. Чем больше багаж этих навыков, тем чаще его охватывает первое чувство сомнения «А хорошо ли я делаю?». Считается, что именно в этом возрасте возникает первое чувство стыда.

От 4 до 8 лет

Первый скачок созревания коры происходит к 3,5-4 годам. В это время Ребенок берет под контроль свое поведение (в его элементарных формах), начинает думать о том, что он будет делать. В этот момент у него в голове появляются какие-никакие планы.

К 4 годам у детей почти полностью развиты области, отвечающие за общую моторику и основные чувства. Ребенок может ходить, держать в руках предмет и самостоятельно есть. Полностью развиты области, отвечающие за тактильные ощущения. Созрела часть мозга, управляющая зрением. 

От 4 до 6 лет дети крайне деятельны. Игры в этот период не просто игры — а активная подготовка ко взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых, именно благодаря теплому эмоциональному отклику и поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. В это время ребенок примеряет на себя понятие «Могу — не могу». Если же в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то бурная активность сменяется полной пассивностью — зачем стараться, все равно все будет не так. И эта пассивность рискует остаться с ним на всю жизнь.

В 6 лет происходит интенсивное развитие речи, именно по этому маленькие дети так легко учат иностранные языки. Части мозга, ответственные за абстрактное мышление, эмоциональную зрелость и умение мыслить рационально, еще не развились. Это причина частых эмоциональных перегрузок и истерик. 

От 8 до 10 лет

Второй скачок созревания коры происходит в 7-8 лет. Ребенок начинает думать не только о том, что он будет делать, но и о том, к какому результату это должно привести. 

В 9 лет ребенок осваивает мелкую моторику: школьникам становится легче писать, поделки получаются более аккуратными. Большими шагами идет освоения математических наук: геометрии и математики. 

От 10 до 14 лет

К десяти годам ребенок в состоянии «заучивать» что-либо, и настраивать себя на соответствующий лад.

К десяти-одиннадцати годам ребенок начинает разбираться не только в массах и объемах (колбаски и шарики), но еще и в таких «переменных», как время и скорость. Он научается пользоваться измерительным прибором под названием «эталон», а главное — начинает понимать, в чем смысл этого «эталона».

Третий скачок развития коры — примерно в двенадцать лет. Ребенок начинает думать не только о том, что он будет делать и к какому результату приведут его действия, но и о том, к каким результатам его действия в принципе могут привести. 

Двенадцать —  это тот возраст, когда мозг ребенка созревает настолько, чтобы реализовывать то, что гордо именуется «произвольным вниманием».

К 13 годам лимбическая система уже позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, отвечающая за их сдерживание, еще не развита, отсюда проблемы подростковой эмоциональности. Интеллект, аналитические способности и логика развиваются. 

14 и более лет

В момент наиболее бурного расцвета взросления — четырнадцать-пятнадцать лет (появление отчетливых вторичных половых признаков) — способность к произвольному вниманию снова катастрофически падает.

15 лет — возраст, когда эффективность работы мозга повышается. Отмирают ненужные нервные соединения, зато усиливаются более активные связи: мозг становится более «специализированным». В это время дети могут выбрать какую-то одну область знаний, которая им наиболее интересна, и углубиться в ее изучение. 

В 17 лет развитие областей префронтальной коры головного мозга ведет к всплеску социальной активности, появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль. 

21 год — возраст эмоциональной зрелости. Но области зеленого свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу все еще есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы. 

Финал миелинизации коры головного мозга, наступает в 25 лет.